MADE IN MOLDOVA: идеальный газон от семьи Кондрацких
«Мы гордимся локальным производством нашего рулонного газона и многолетней практикой работы в сфере ландшафтного дизайна, отточенной до мельчайших деталей!» — говорит Юлия Лемеш
Borintex, широко известная в Молдове фирма, дополняет городское пространство радостной зеленью ухоженной травы. Фирму создал и вдохновенно взрастил Борис Кондрацкий, Человек-Солнце, как его называли друзья. В феврале этого тяжелого года он покинул землю, которую всем сердцем любил. Но его дело успешно и планомерно продолжается… И теперь Borintex можно назвать бизнесом семьи Кондрацких. Хотя новые руководители фирмы никак не ожидали, что им придется осваивать другую сферу деятельности...
Дело возглавила Эльвира Кондрацкая, жена Бориса Павловича, экономист. Его дочь Юлия Лемеш, корпоративный юрист и стратегический менеджер с международным опытом работы, консультирует бизнес и развивает его структуру.
А свою команду Borintex сохраняет с 2009 года! Больше десяти умелых и заботливых людей, которых знает огромное изумрудное поле неподалеку от села Кошерницы. Здесь работают целыми семьями. Снова мы говорим о семье…
Юлия, в чем секрет идеального газона?
Это желание нести людям радость, которым был переполнен мой отец. И многолетний экспертный опыт, который накопила команда под его руководством. Сколько было исследований, поисков — какая травосмесь, какой вид газона подходит для нашей земли… Настоящий диалог с природой, у которой есть свое мнение, и ее нужно услышать. Например, в тени ничего не приживается. Оказалось, что в Молдове идеально выглядит и живет универсальный газон с конкретной смесью трав.
Его мы и создаем, дополняя красотой цветов, деревьев, эксклюзивными акцентами ландшафтного дизайна. Такой газон можно положить у бассейна и на заднем дворе частного дома, подчеркнуть экстерьер государственного учреждения или частной фирмы, городскую архитектуру. По нему можно ходить, это выносливая трава, которая не боится контакта с человеком. Он подходит для сложных рельефов местности. И если за нашим газоном правильно ухаживать, он будет радовать глаз много лет!
А как производится рулонный газон? Есть впечатление, словно часть пейзажа сворачиваешь и уносишь с собой, чтобы развернуть на новом месте.
Именно так и происходит. Наше поле в 30 километрах от Кишинева. И мы засеваем 3 гектара превосходной отборной травой. Представляете себе этот вид? Слева возвышается церковь, на поле работают трактора, сеялки, газонокосилки… Вся эта мощь — и природы, и техники — дает мне огромную энергию. Весной, когда трава уже взошла, нарезаются полосы размером полметра на метр, за счет дерна такая полоска весит 20 кг. Она сразу скручивается в рулон, чтобы корневая система не высохла. И разворачивается на новом месте, где к этой встрече нужно подготовить почву. А затем — ухаживать, поливать траву, чтобы все срослось, переплелось без зазоров… В общем, классическая технология рулонного газона. Клиенты могут заказать его с доставкой на дом или забрать рулоны прямо с поля.
Травяной ковер — популярное украшение в Молдове? Рынок услуг большой?
Кроме нас в Кишиневе выращиванием рулонных газонов занимается только одна компания. Многие по-прежнему предпочитают засевать траву, так как это экономичнее. Но с каждым годом спрос на рулонные газоны только растет, это особенно чувствовалось во время карантина, когда люди стали больше времени проводить дома.
На каких заказчиков ориентирован Borintex?
В первую очередь наш бизнес — это b2b: продаем товар в больших объемах ландшафтным дизайнерам. Второй вариант — клиенты, которые заказывают услугу непосредственно у нас, иногда с полным уходом за газоном. В этом случае мы и почву подготавливаем, и после укладки заботимся о траве, иногда предлагаем дизайнерские решения. Наш замечательный дизайнер Юлия Елинек создает концепцию ландшафта и 3D-макет, а мы покупаем и высаживаем деревья, цветы. Конечно, оформляем не только частные дома. Borintex создал и поддерживает газоны для многих лидирующих корпораций Молдовы. Третье наше направление — это газоны на крупных государственных объектах. Например, сейчас мы работаем с медицинским институтом, с Министерством иностранных дел… В прошлом году папа активно занимался озеленением Оргеева: оформил и Орхейленд, и островки зелени на дороге при въезде в город.
Расскажите, как возник Borintex?
Папа родом из Бричан, окончил Лесотехнический институт в Воронеже, долгое время работал начальником «Зеленстроя» сектора Ботаника. В хаосе 90-х пробовал разные виды бизнеса, а в 2009-м решил вернуться к своим истокам, к тому, к чему лежит сердце. И основал Borintex. Дело, которым ты дышишь, оно и дает свои плоды.
И все-таки, почему именно газоны? Что для него было главным в этом деле?
Знаете, папа никогда не сажал огород. Он всю жизнь занимался красотой. Утром с чашечкой кофе выходил во двор, и всё — трава, цветы, его любимая альпийская горка — должно было сиять совершенством! А если что-то не так, он мог в 6 утра заботливо и долго поливать сад из шланга, хотя у нас есть система ирригации, достаточно кнопку нажать. Идиллия с природой, для папы в этом была энергия. Ему нравилось играть с растениями, светом. Я думаю, что в первую очередь он стремился к этому, а не к прибыли. Конечно, странно звучит, но ведь бизнес в результате расцвел...
Папа умер в феврале этого года, внезапно, от инфаркта. Это огромная трагедия для нас. Мы раньше не были вовлечены в его бизнес, но о том, чтобы закрыть дело, никто даже не думал. Он умер, и начала всходить трава, все одновременно… И семья, и команда — мы вместе приняли решение продолжать. Это огромная ответственность, я говорю не только о качестве газона, которым славится фирма, но о людях, которые много лет работают в Borintex. Как все сделать правильно, чтобы их не подвести? Это был сильнейший стресс — я не знала никого из клиентов. И вот что значит системно построенный бизнес, который налаживался годами: мы не дали ни одного объявления в этом году, потому что на папин телефон непрерывно звонили заказчики. Конечно, все продолжается благодаря команде — например, нашему бригадиру Андрею Нирке, который отвечает за все полевые работы, нюансы технологии…
А в чем ваше призвание, Юлия?
Моя специальность — юрист, магистр по банковскому и финансовому праву. Училась в Киеве, затем в Лондоне. Работала в Украине и Англии. Сейчас руковожу Ukraine Global Scholars. Мой муж, Михаил Лемеш, сооснователь этого благотворительного фонда. Мы помогаем одаренным детям из самых простых семей в Украине получить стипендии для учебы в лучших колледжах и вузах мира — Йель, Стенфорд, Принстон и других. Я работаю в фонде с 2016 года. За это время у нас 129 ребят поступили и учатся бесплатно. Думаю, мое призвание — в стратегическом управлении: налаживать связи между странами, помогая тем, кто стремится раскрыть свой талант.
Это стрессовая работа?
Очень. Одновременно поступают 60 детей, каждый подает документы в 10 учебных заведений. И еще у нас 50 менторов по всему миру. Я живу в США, где провожу мероприятия, чтобы привлечь для фонда донорские средства. А еще мы ищем волонтеров, организуем летние лагеря… Работаю в двух разных часовых поясах! И постоянно летаю в Украину.
Получается, спасение фамильного бизнеса ударило по вашей реализации?
Может быть, сократило время на сон, а реализации прибавило. Раньше я жила на две страны, а теперь на три. Молдова была для меня местом отдыха, встреч с любимой семьей. Сейчас я открываю свою родину заново.
А отдыхать вы умеете?
Видите ли, я никогда не работаю. Все, чем занимаюсь, меня увлекает и заряжает энергией. Когда переключаюсь на Borintex, то отдыхаю от многозадачности фонда, а потом еду в садик за ребенком и с ним отдыхаю от всего остального… Евгению 4,5 года. Куда бы мы с мужем ни ездили, ребенок везде с нами. Такой подход к воспитанию.
У вас так много энергии, и она свободно, широко реализуется. Это тоже в семейной традиции?
А я все лучшее получила от родителей. И способности, и свободу выбора. Меня всегда поддерживали по принципу «делай то, что любишь». Когда училась в Киеве, папа приезжал на выходные, 500 километров для нас не расстояние. Вокруг него всегда были люди! Клиенты становились друзьями. Например, папа сделал газон по заказу Иона Суручану, и с тех пор они постоянно общались...
Думаю, энергия и стратегический подход к жизни у меня от отца, а дисциплина — от мамы. В молодости она была мастером спорта международного класса по художественной гимнастике. Одной из первых в Кишиневе начала вести аэробику — огромная популярность, большие группы, плакаты по всему городу...
Папа очень любил Молдову. Музыку, сам стиль жизни — нравилась вот эта мягкость, человечность. А молдавский выучил в Воронеже. Там был студент из Молдовы, который плохо говорил по-русски, и отцу очень хотелось с ним общаться, по дому тосковал.
Иногда мне кажется, что он просто уехал в командировку. Я чувствую папину поддержку в том, что любой вопрос, который задаю как бы в воздух, решается… А еще в его сороковины на наше поле впервые прилетели аисты. Три аиста гуляли по траве и решили, видимо, не улетать. Все эти годы там аисты не жили, а сейчас живут.
Итак, вам удалось сохранить семейный бизнес. А что будет дальше?
Конечно, развитие. Я знаю, как работает бизнес на Западе, люблю внедрять новые методы. Будут изменения, включая возможность продажи бизнеса. Но мы сохраним и команду, и главную идею Borintex: молдавское производство рулонных газонов идеального качества, в которые вложено очень много света, воды и любви.